Рецензии

Аркадий Рух. Скрытое сияние (на сборник "Жажда снящих")

  Право на сборник нужно заслужить. Нужно иметь имя, определенную популярность, репутацию. Желательно - три-четыре успешно продающихся романа. И тогда… О, тогда при толике везения и добрых отношениях с издателем, ваш сборник рассказов будет издан. Нет, порою бывают счастливые исключения - но, как правило, открыть писательскую карьеру авторским сборником удается единицам.
  Между тем, квалифицированный - то есть, как минимум, регулярно следящий за периодикой - читатель, в первую очередь запоминает молодых литераторов именно по произведениям малой формы. Именно они, не слишком жалуемые широким кругом, зачастую "делают королей" в фантастической среде.
  Так что, нет ничего удивительного в том, что молодая львовская писательница Юлия Остапенко, рассказы которой неоднократно побеждали на всевозможных мастер-классах и конкурсах, публиковались во множестве журналов и антологий, смогла выпустить авторский сборник лишь после трех романов.
  Романы, особенно "Ненависть" (финал национальной премии "Дебют", между прочим!), помнится, наделали немало шуму. Кто-то из критиков не скупился на похвалы (Сергей Бережной, Дмитрий Володихин), некоторые (Михаил Назаренко, Василий Владимирский) не пожалели желчи… Однако, именно такая разница оценок и является лучшим подтверждением неоднозначности, спорности, а следовательно - уровня. Действительно, как прикажете оценивать произведение, где помимо филигранно выстроенной композиции, безукоризненной психологичности, встречаются столь одиозные фактические и стилистические огрехи, что…
  В немалой степени сказанное относится и к рассказам - однако, малый объем и предыдущие публикации позволили выявить и исправить большинство недостатков.
  Некоторые тексты вызывают невольную усмешку понимания: ну да, автор молод, рассказов не так много, что бы отбирать лишь безусловно лучшие, вот и собираются под одной обложкой рядом с подлинными жемчужинками то совсем ученические вещи, то конкурсные постебушки-погремушки, то вполне себе эпигонские - дань памяти великим учителям. Пожалуй, добрая четверть сборника состоит именно из них. Зато остальное!
  Мне, очевидно, никогда не суждено понять, каким образом Остапенко удается - что в крупной, что в малой форме - добиться такого отклика в читательской душе. Что ж, в отличие от Юлии я не психолог. Но "Дорога в Баэлор", но "Собака моего врага", но "Жажда Снящих"… Страшные, порою шокирующие, вызывающие неистовый протест - и в то же время, лиричные, мягкие, нежные.
  Да, и этой, и другим книгам Остапенко есть за что попенять. Да, автор непринужденно путает ярды с футами и предоставляет герою возможность "что-то определить" по лицу отвернувшегося к стене человека. Да, автору порою изменяет чувство слова. Да, не хватает сугубо литературного мастерства.
  Но ведь это приходит с опытом, не так ли? Сколько у нас мастеров гладкописи, чьи книги - не более, чем приятственно отшлифованные стекляшки, бижутерия для души! Остапенко - совсем иное. Это, позволю себе продолжить аналогию, один из самых ценных алмазов, выброшенный на поверхность бумажной страницы из бездн Интернета. Алмаз, готовый после самой минимальной огранки засиять невиданным доселе светом. Алмаз, которому срочно нужен ювелир, способный превратить его в бриллиант.
  И тогда...