Рецензии

Дмитрий Володихин, рецензия на "Птицелов"

  Бывают романы, посвященные постепенному взрослению героя. Бывают романы, посвященные алхимической трансформации человека, проходящего последовательно через альбедо, нигредо, рубедо. Бывают романы о духовном перерождении... Бывают всякие романы. Но романа-излечения я еще не видел. "Птицелов" - первый.
  Начало книги - плоть от плоти прежних романов Юлии Остапенко: молодой задорный душегуб Марвин и немолодой подлейший циник Лукас соревнуются в совершении пакостей друг другу. Оба они чувствуют себя людьми, которые органически неспособны проигрывать. Оба они готовы ради победы сделать все, что угодно. Голову кому-нибудь снести? Девицу похитить? Нарушить слово, ударить в спину, подменить собой суд и вынести смертный приговор? Какие, право, пустяки. В первых книгах Юлии Остапенко темная игра мерзавцев разного калибра, мучающих друг друга из любви к самому процессу, занимает все повествование. "Птицелов" сворачивает в другую сторону по прошествии трети текста. Далее два главных героя начинают понемногу изменяться. Автор аккуратно наводит читателя на переоценку персонажей. Если на первых двух сотнях страниц подлость и жестокость центральных персонажей воспринимаются как род силы, лихости, умения понимать людей и манипулировать ими, то далее все это начинает ассоциироваться с... болезнью. Этической недостаточностью. В начале: хоть и подонки, но до чего круты! В дальнейшем: хоть и круты, но ведь подонки... И автор принимается за излечение парочки, ведя его самыми радикальными методами. Юлия Остапенко окунает своих персонажей в страдания, потери, поражения, разочарования, постепенно разрушая щиты, которые выстроила их психика от этической нормы. Под занавес они превращаются в людей, понимающих значение слов "долг", "любовь", "вера", они идут на самопожертвование, желая обрести высшее прощение своему эгоизму. Таким образом, видна благодатная эволюция и героев и самого автора, распрощавшегося, надо надеяться, с мрачным куражом первых книг.